82 года назад началась советско-финская война. Война, ставшая в определенный момент неизбежностью. Но кто виноват в этих печальных событиях? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, хотя уже лет 30 нам с переменным успехом внушают, что в этой войне виноват исключительно Советский Союз, напавший на «маленькую, миролюбивую» Финляндию. Однако может быть уже пора избавиться от этого навязываемого нам комплекса вины? Для этого нужно всего лишь внимательно, основываясь исключительно на фактах, рассмотреть всю историю вопроса.
Объективно корни вооруженного конфликта уходят глубоко в историю, в 1811 год, когда император Александр I, после присоединения к Российской империи Великого княжества Финляндского, зачем-то передал в его состав всю Выборгскую губернию. Территорию со смешанным населением, которая к тому времени сто лет как находилась непосредственно в составе России. О чем думал царь, передавая территорию рядом с собственной столицей в состав автономного княжества, бывшего фактически государством в государстве? Этого мы уже никогда не узнаем. Но бомба под российско-финские отношения была заложена уже тогда. Автономная Финляндия получила земли, до этого ей не принадлежавшие. Да еще и в непосредственной близости от тогдашней столицы России.
Через сто лет Финляндия мирно, с согласия новой Советской власти, отделилась от единого государства. Впрочем, тут же в стране началась гражданская война, жертвами которой стало 30 тысяч человек. Эти значительные цифры для страны с трехмиллионным населением. Как пишет историк В. Галин, в относительных цифрах в «демократической» Финляндии было пропущено через тюрьмы почти 3% населения страны, что в несколько раз больше, чем содержалось уголовных и политических заключенных в пресловутом «ГУЛАГе». Стоит также напомнить, что 29 апреля 1918 года в Выборге, захваченном войсками Маннергейма, белофинны казнили без суда и следствия не только красных финнов, но и сотни русских жителей города, в том числе женщин и детей… Просто за их национальность. А еще в 1918 году было вторжение белофинского отряда в Северную Карелию.
Констатируем, что только за первый год своей независимости финский правящий класс успел провести небольшой геноцид своих политических противников, осуществить этнические чистки, пригласить на свою территорию немецкие войска и организовать вторжение в соседнюю страну… (в связи с этим стоит, наверное, напомнить, что мирная, демократическая и уютная Финляндия, какой мы ее знаем, появилась лишь после 1944 года).
Впрочем, дальше происходят очень примечательные события. Два соседних государства хоть о чем-то должны были договариваться. Поэтому при посредничестве немцев в июле-августе 1918 года в Берлине проходят мирные переговоры между Советской Россией и Финляндией. Показательно, что немецкий дипломат Оскар Траутман разработал мирные предложения, по которым финнам, по трезвому расчету, лучше было бы отдать назад Выборг, чтобы не создавать постоянных поводов к войне. Россия взамен выпрямила бы границу в Карелии в пользу Финляндии, обязуясь ввести самоуправление в своей части Карелии.
Заметим, что посредники были дипломатами еще старой бисмарковской школы. Они не были на нашей стороне, но они в тот момент объективно оценивали ситуацию и хотели урегулировать отношения между двумя странами!
Не получилось, так как аппетиты финнов были просто фантастические: Из отчета советского дипломата В.Воровского: «В тот же день после обеда состоялось первое заседание территориальной комиссии, носившее весьма забавный характер. Финской делегацией было заявлено, что для полного и свободного развития Финляндии как самостоятельного государства ей необходимо некоторое расширение границ на севере и востоке и что делегация… предъявила претензию на следующие части России: весь Мурманский полуостров, Колу, Соловецкие острова и далее граница: от поселка Унежемское по прямой линии на юг до устья реки Водлы, а оттуда по Онежскому озеру до поселка Отчинского, а оттуда по реке Оять и южнее полуострова у устья реки Свири и дальше по Ладожскому озеру к нынешней Финляндской границе… Тогда мы скромно спросили, что намерена Финляндия предложить в обмен на это громадное пространство? Финны ответили, что они не имели в виду ничего предлагать, а рассчитывали получить это на основании принципа самоопределения народов, так как на этой площади живут финны, а если в некоторых местах финнов и нет, то оно необходимо для того, чтобы финны могли существовать как самостоятельное государство. Относительно Соловецких островов они заявили, что эти острова нужны потому, что Россия, вооружая их, может закрыть Белое море. После этого разъяснения наша делегация заявила, что Россия не может позволить себе роскоши давать такие подарки…»
В итоге переговоры были сорваны.
Через несколько месяцев Германия проиграла первую мировую войну и на место немцев пришли англичане. Англичане тоже заявляли финнам, что им лучше дружить с будущей белой Россией, но при этом использовали территорию Финляндии для нападений своей авиации и торпедных катеров на Кронштадт. Небольшой финский флот совместно с англичанами участвовал в блокаде нашей страны. В это же самое время Финляндия вела так называемые «племенные войны» на территории Карельского перешейка и в Карелии. Во время «Олонецкой экспедиции» 1919 года финские формирования дошли до Петрозаводска и Олонца, при этом сотнями расстреливая карелов из числа сторонников Советской России.
Но и это еще не все! В том же 1919 году националисты из числа ингерманландцев при помощи финской военной разведки провели серию терактов в Петрограде. Их целью был подрыв двух водопроводных станций, электростанции, промышленных зданий. В городе без воды и света должны были вспыхнуть сотни пожаров, огонь должен был молниеносно распространиться по городу. Замысел, достойный нынешнего ИГИЛ (организация, запрещенная в Российской Федерации) ведь его целью было чуть ли не полное уничтожение Петрограда. К счастью, большая его часть не удалась, но на главной водопроводной станции Петрограда и на Петроградской водопроводной станции взорвалось несколько бомб. Helsingin Sanomat, крупнейшая газета Финляндии, рассказала об этой истории лишь недавно.
То есть картина вырисовывается следующая: между двумя странами объективно имеется территориальная проблема, так как с географией ничего поделать нельзя. Но вместо налаживания добрососедских отношений Финляндия, точнее значительная часть ее правящего класса:
- Требует от России фантастических территориальных уступок;
- Организует на территорию России несколько вооруженных вторжений;
- Дает возможность мировым державам, сначала Германии, затем Англии размещать на своей территории войска, которые могут или даже нападают на нашу страну;
- И как «вишенка на торте»: поощряет масштабную террористическую деятельность на территории соседней страны;
Причем все это исходя из тезиса, выдвинутого президентом Финляндии П. Э. Свинхувудом: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии». В итоге заложником этой позиции оказался финский народ, в том числе жители Карельского перешейка и финской части Приладожья.
Как СССР должен был на все это реагировать? Согласно заветам Льва Толстого и Махатмы Ганди? Можно поставить в упрек товарищу Сталину отрицание теории «непротивление злу насилием». Но объективно рассуждая, если финское руководство сделало максимум возможного для того, чтобы доказать, что Финляндия в любой удобный момент поддержит нападение на СССР, то совершенно закономерно наша страна имела право решить вопрос о безопасности Ленинграда тогда, когда условия оказались подходящими.
Причем сначала ведь пытались договориться мирно. Началось все с переговоров 1939 года, на которых советская сторона всего лишь требовала от финнов обмена определенными территориями. Но эти требования были гораздо меньшими, чем можно было бы ожидать, если вспомнить старый план немецких дипломатов. Достаточно посмотреть на карту, составленную известным историком Олегом Киселевым, и сравнить степень «агрессивности» двух стран.
Если бы с Финляндией удалось мирно решить все проблемы осенью 1939 года, никакой войны не было бы. Даже участники переговоров с финской стороны, например, глава МИД Финляндии Вяйнё Таннер, чьи мемуары переведены на русский язык, писал, что советская сторона пыталась найти хоть какой-то компромисс и была очень удивлена неуступчивостью финнов. Поэтому все активные военные приготовления начались лишь после провала переговоров, длились недолго, что было одной из причин первого, неудачного для СССР этапа войны. Только тогда начали возникать и другие проекты, связанные прежде всего с созданием правительства Куусинена, но это было именно потом…
Принято считать, что в связи с финской войной СССР оказался в изоляции, нашу страну даже исключили их Лиги наций. Однако часто замалчивается тот факт, что целый ряд видных эмигрантов в это время фактически поддержал СССР. Среди них, например, личный враг Сталина Лев Троцкий и даже самый знаменитый лидер российских либералов, бывший руководитель партии народной свободы (кадетов) Павел Николаевич Милюков. Последний произнес фразу: «Мне жаль финнов, но я за — Выборгскую губернию». Реальные политики, они понимали, что в этой ситуации у СССР не было иного выхода.
Подводя итоги можно сказать, что финскую войну, если не заниматься сознательной дезинформацией и мифотворчеством, нельзя рассматривать изолированно от всей предшествующей истории и общей политической ситуации в мире. Именно руководство Финляндии за два десятилетия сделало все, чтобы этот вооруженный конфликт произошел. С нашей же стороны это была именно оправданная, превентивная война против маленького, но потенциально опасного агрессора.
Александр Степанов